Советская аналитика панк-экономики.
Из книги Олега Феофанова "Рок-музыка вчера и сегодня", издательство "Детская литература", 1978.
Да, у рока много лиц. И еще больше гримас. В конце главы о многоликом роке необходимо рассказать об одной такой гримасе – «панк-роке».
Беспрограммный молодежный бунт, сотрясавший Запад в конце 60-х годов, показал свою неспособность решать серьезные социальные проблемы, существование которых вдруг резко ошутила молодежь. Все это немедленно отразилось в рок-музыке. Появились, появляются и еще будут появляться новые «направления» рок-музыки, претендующие на исключительную социальную значимость, но не обладающие ею. Эти многочисленные новомодные стили – чаще всего лишь очередная маска, которую надевает на себя хитроумная госпожа Коммерция.
Один из таких стилей, популярный сегодня на Западе, - так называемый «панк-рок». Он получил широкое распространение в Англии, а уж затем – в США и некоторых других странах. Собственно говоря, каждый стиль рок-музыки теснейшим образом связан с определенным антуражем – костюмами, прическами, моделями поведения и т.д. Именно это обстоятельство и дает возможность западным социологам, особенно из среды «новых левых», объявлять каждый такой стиль «новым направлением в рок-культуре». На самом же деле – это лишь вариации все на ту же тему коммерции.
Музыкальная «база» стиля «панк» - несколько скандальных (и это главное), шумных и бесконечно примитивных в творческом отношении ансамблей. Ведущий из них – «Секс Пистолз». Уже в самом названии этой группы – прямой расчет на скандал, на шок аудитории, который свойственен всему «направлению» так называемой «панк-культуры».
Но что такое «панк»? Наиболее точный перевод этого жаргонного английского слова на русский язык – это «шпана», «подонок». Панки будто любуются собой: «Посмотрите, какие мы мерзкие, какие отвратительные!». Это, конечно, поза. Поза, принятая для того, чтобы вызвать всеобщее внимание. Ведь внимание – это уже почти деньги. Естественно, что и поклонники панк-рок-группы сами становятся жертвами беспощадной коммерческой эксплуатации, стараясь подражать «омерзительным» своим кумирам.
Без социальной базы вся пресловутая «панк-культура» осталась бы нереализованной выдумкой ее изобретателей. Но изобретатели «панк-культуры» рассчитали верно. Они учли настроение достаточно большой группы английской и американской молодежи, безработной молодежи с люмпенской психологией, в которой доминирует всеобщий нигилизм.
Чего они хотят?
К чему они призывают?
В репертуаре «Секс Пистолз» есть песня, начинающаяся такими словами:
Я анти-Христос.
Я – анархист.
Не знаю, чего я хочу,
Но знаю, как это получить.
Я хочу уничтожить прохожего,
Потому что я хочу анархии.
Итак, анархия.
Рок-музыка в период своего расцвета, во времена Вудстокского фестиваля, тоже проповедовала анархию. Но, если можно так сказать, это была несколько иная анархия: тогда анархия рассматривалась как единственно возможный инструмент разрушения буржуазного общества. А на его обломках предполагалось создать некое сообщество молодых людей, которые будут жить в мире, дабы беспрепятственно предаваться «свободной любви», совершать «наркотические путешествия», и вообще жить «как хочется». Что же касается труда, то о нем предпочитали молчать – ведь труд может отнять драгоценное время, которое можно так прекрасно провести. Но даже это чрезвычайно туманное, чрезвычайно расплывчатое представление не было сведено рок-культурой 60-х годов в какую-либо программу. Молодежь не очень-то задумывалась о завтрашнем дне, она просто требовала, как мы уже знаем, «власти – молодым, власти немедленной», не зная, по существу, что она будет делать с этой властью. И при всем том, у молодежи конца 60-х годов были ожидания чего-то светлого, радостного – того, что последует за анархией.
«Панки» ничего не ждут. Анархия им нужна, чтобы еще раз припугнуть сытого буржуа. Они появились, чтобы похулиганить в обществе, попасть в скандальную хронику падких до сенсаций буржуазных газет. Что же касается собственно обывателя, то он уже не пугается этого бутафорского, опереточного бунта. Он пережил трудное время в конце 60-х. Тогда он немного боялся. Но не сегодня. Он знает, что «панк-движение» социально безопасно и безобидно. Он понимает, что все это – лишь видимость социального недовольства, безуспешная попытка получить проценты с «мертвых душ», с того, что погибло в рок-культуре в начале 70-х годов. Это уже не трагедия, а дешевый фарс.
Совесткий журналист Э.Чепоров очень точно озаглавил свою корреспонденцию о «панках» - «Маскарад». Да, «панк-культура» - это парад ряженых, но не тех ряженых, которые хотят вызвать смех и улыбки. Эти хотят пугать прохожих.
Вот руководитель группы «Секс Пистолз» - двадцатилетний Джонни Роттен. «Роттен» - по-английски «гнилой». Разве кого-нибудь поразишь своей настоящей фамилией – Лидон? Конечно, нет, а вот «Гнилой» - это уже что-то. И он не один, этот Джонни «Гнилой» в «панк-роке», есть еще Сид «Порочный». Да и группы называются соответственно: «Проклятые», «Микробы».
Они ругают, но никому не страшно. Все знают, что зелено-красно-синие волосы (у «панков» особый шик – красить волосы сразу в несколько цветов), нелеаые туалеты, похожие на изношенную спецодежду, тот же висячий замок, прицепленный к уху, или цепочка от унитаза вместо ожерелья, что все эти зигзаги, нарисованные на лбу, на щеках, на подбородке, что их истошные вопли про анархию – это все аксессуары дешевого балагана, где правит госпожа Коммерция.
Судите сами.
Группа «Секс Пистолз» возникла ради извлечения прибыли. Она была организована тридцатилетним продавцом Малькольмом Маклареном, в магазине которого часто толкалась, томясь от безделья, праздная и раздраженная молодежь. Э.Чепоров пишет: «Малькольм рассказал мне, что, присматриваясь к ним, он искал способ «переплавить» раздражение ребят с улицы в образ, эталон, в музыку. Музыка должна быть особого рода. Простая, как визжание. Выплекс энергии и самозабвенное рычание на мир. Она должна была эпатировать общество, чтобы быть замеченной, чтобы заменить одряхлевших идолов «рока» и «поп-музыки». Только тогда вся эта затея стала бы рентабельной.».
Рентабельной! Вот в чем смысл.
И «панк-бизнес» оказался рентабельным. Теперь не только мелкие лавчонки, но и самые фешенебельные магазины и салоны выставляют сшитые из дорогих тканей костюмы – «панк-шик». А что касается английских булавок, ставших символом «панк-стиля», то теперь в ювелирных магазинах можно найти такие булавки, сделанные из золота.
Бизнес стремится расширить число участников «панк-маскарада». Чем больше спрос, тем доходнее бизнес. Пластинки с записью «панк-рока» расходятся миллионными тиражами и спрос на них неуклонно растет, хотя сама «панк-музыка» - это антимузыка, она, как и все, что окрещено словом «панк», призвана только шокировать слушателей. Что же касается текста песен, то это в основном непристойные слова. А как же могло быть иначе?
«Панк-рок» порожден скукой и бездельем определенной части молодежи. И на этой скуке и безделье ловкие дельцы делают свой «панк-бизнес».
Так деградировала тема бунта в современной рок-музыке, приспособленной для нужд коммерции.
Бонусом статья помянутого Э.Чопорова "Маскарад" https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2645